Интервью с Хидехару Онума-сенсеем (9-ый дан, ханси, кюдо)
В России не так много хороших книг по будо и еще меньше хороших переведенных книг. Будем надеяться, что последние в будущем дождутся своих бережных переводчиков. Пока же, предлагаю вам ознакомиться с моими переводом замечательного интервью Хидехару Онума-сенсея (15-тый глава школы Хеки Рю Секка-Ха, 9-ый дан, ханси, кюдо). Размышления о Будо, о цели занятий боевыми искусствами, о Боге, эффективной практике и многом другом, не менее примечательном. Я уверен, что представленное ниже интервью будет интересно не только практикующим кюдо, но так же представителям других боевых искусств.
Перевод интервью выполнен по книге HIDEHARU ONUMA. Kyudo. The Essense and Practice of Japanese Archery (в соавторстве с Деном и Джеки ДеПросперо).
ДЕН: В чем, по Вашему мнению, заключается высшая цель занятий кюдо?
СЕНСЕЙ: Цель — в самосовершенствовании.
ДЕН: Вы уже достигли совершенства?
СЕНСЕЙ: Конечно нет! Это просто физически невозможно.
ДЕН: Раз это невозможно, так зачем вообще пробовать?
СЕНСЕЙ: Потому что если не пробовать, значит, отчасти не быть человеком.
ДЕН: Сенсей, вы часто упоминаете о том, что кюдо наделено силой делать нас лучше. Однако, за все то время, что мы (Ден и Джеки) практикуем кюдо, мы не заметили сколько-нибудь значимых изменений. Как кюдо может изменить нас и когда стоит ожидать изменений, о которых Вы говорите?
СЕНСЕЙ: Ответ прост, но вам придется приложить много усилий, чтобы до конца принять его. Кюдо не может изменить нас, только мы способны на это. Кюдо, по сути, является метафорой жизни. Выстрел — всего лишь отражение нас самих: какие мы в повседневной жизни, такой и будет наша стрельба. Тот, кто небрежен, будет небрежен и в технике стрельбы. Тот, кто агрессивен и нацелен на соперничество, будет соперничать с самим собой и окружающими, а также бороться со своим луком. Люди, склонные концентрироваться на чем-то одном за счет всего остального, будут обращать внимание исключительно на цель, игнорируя форму и этикет. Любители обелять себя будут продолжать делать это. Хвастливые будут хвастать своим умением. Кюдо не в силах изменить все это, но может высветить существующие проблемы. Наша задача распознать их и внести необходимые изменения.
ДЖЕКИ: Стоит ли считать этот процесс идентичным Вашему определению кюдо как «лучшему способу преодоления своего эго»?
СЕНСЕЙ: Именно. Потому что стрельба раскрывает истинную мою природу и нет никакой возможности скрыть ее от других. Все, что мне нужно сделать — выстрелить, и в процессе стрельбы я раскрываю настоящего себя. В других искусствах, например, в рисовании, даже если вы рисуете плохо, вы всегда можете сказать, что это такой оригинальный стиль. Подобные вещи, порой, трудны для суждения и оценки. Конечно, эксперты поймут разницу между талантом и бездарностью, но для большинства людей бывает трудно оценить насколько мое рисование хорошо или плохо. В спорте намного проще увидеть судейскую ошибку или дать негативную оценку выступления товарищей. И, наоборот, если вы победите, люди всегда могут сказать, что ваш соперник был просто не в лучшей форме. Подобные ситуации позволяют нам избежать ответственности за наши собственные недостатки. В кюдо же есть лишь я, мое снаряжение и цель. Я не могу винить мое снаряжение, потому что именно я ответственен за его хорошее состояние. Я не могу винить цель, потому что это всего лишь бумага и дерево. Даже если вам кажется, что цель иногда меняет свое положение, поверьте, это не так. Это означает, что у меня нет никаких извинений или возможности избежать моей внутренней природы, и только я виновен в том, что моя стрельба не такая хорошая, как мне хотелось бы. Подобное знание возвращает нас с небес на землю. Понимание этого рождает скромность, которая помогает контролировать наше эго.
ДЕН: Сенсей, что делает обычного человека мастером?
СЕНСЕЙ: Я думаю, что настоящий мастер (не тот, кто только именуется им) должен иметь великодушное сердце. Его характер и поведение оказывают положительных эффект на всех тех людей, с которыми он общается каждый день. Мастер, в моем понимании, обладает силой менять природу своих учеников. Но я не думаю, что многие способны на это. Что касается меня, то в данный момент я пытаюсь работать над своей собственной природой.
ДЕН: Сенсей, Вы скромничаете. И при этом, повторяете, что скромность очень важная вещь.
СЕНСЕЙ: Да, скромность очень важна, но не менее важна и честность. Кстати, я не уверен проявляю ли я скромность или честность, когда говорю это. Наверное, честность. Но когда я говорю, что я честный и искренний, это же нескромно, да? (смеется).
ДЖЕКИ: Сенсей, что в кюдо привлекает вас вот уже столько лет?
СЕНСЕЙ: Я сам задаю себе подобный вопрос. Я думаю, что кюдо интересно тем, что понять его до конца просто невозможно. Иногда я ощущаю себя слепой черепахой посреди океана, плавающей в поисках бревна. Знаете, что это значит? Это значит быть в безвыходной ситуации. Иногда кюдо ставит нас в подобную ситуацию. Порой бывает забавно осознавать, что после долгих лет тренировок ты по-прежнему знаешь совсем немного. Однако я твердо знаю одну вещь: кюдо требует нескончаемых усилий. В процессе обучения я много раз сталкивался с серьезными препятствиями, но каждый раз проявлял упорство и преодолевал их. Сразу после этого вещи становятся простыми и понятными, я чувствую, что могу смотреть на вещи шире, чем прежде. Я осознаю, что сколько бы я ни жил, я всегда буду сталкиваться с трудностями, но я никогда не сдамся, потому что за ними меня ждет более глубокое понимание себя. И это стоит того.
ДЖЕКИ: Сенсей, я слышала, как Вы говорили о том, что кюдо может добавить 10 лет жизни. Однако по сравнению с другими боевыми искусствами в практике кюдо не так много физических упражнений.
СЕНСЕЙ: Это правда. Но вы забываете о том, что здоровье — это то, что мы должны хранить в течение всей жизни, а не только, когда мы молоды. Серьезные физические упражнения хороши, когда вам 20 или 30 лет, но постепенно наступают времена, когда они уже не так благоприятны. Кюдо — это искусство, которым можно заниматься всю жизнь. Оно позволяет улучшить вашу осанку, кровообращение и мышечный тонус. Кроме того, вы забываете, что ваша мыслительная деятельность не менее важна. Кюдо позволяет развить и в дальнейшем поддерживать высокую ментальную активность. В Японии живет много людей 70-80-ти лет постоянно практикующих кюдо. Есть даже 101-летний практикующий кюдо. Мне самому скоро будет 80 лет, но до сих пор мне не доставляет труда неподвижно стоять и ровно сидеть, подниматься и опускаться без усилий. В молодости я часто болел, поэтому сейчас, по прошествии многих лет, я абсолютно уверен, что занятия кюдо позволили мне прожить на 10 лет больше про сравнению с возможным периодом жизни без практики кюдо.
ДЖЕКИ: Как-то Вы упомянули, что в кюдо нет места суевериям. Поясните, что Вы имели в виду?
СЕНСЕЙ: Вы должны четко различать суеверие и веру. Вера в что-либо очень важна, но вера эта должна приносить пользу, быть положительной. У многих людей есть любимый лук или набор стрел, которыми они постоянно пользуются. Это нормально. Другое дело, когда вы начинаете думать о том, что без какой-либо вещи вы не сможете показать свой лучший результат. Это уже нехорошо, признак слабости духа. Это и есть то, что я называю суеверием. Если Ваш дух силен, все, что Вам нужно для преодоления трудностей — вера в себя и Бога. Это я называю верой.
ДЕН: Вы постоянно повторяете, что лучший способ научиться стрелять — это стрелять. Но в чем состоит лучший способ развить мышление кюдо (kyudo mind)?
СЕНСЕЙ: Когда Ваш учитель стреляет, внимательно следите за ним и стреляйте, сохраняя образ того, как он стреляет. Если у Вас нет учителя, представьте образ идеального учителя и старайтесь стрелять так же.
ДЕН: Сенсей, можете ли Вы дать совет о том, как следует обучать других?
СЕНСЕЙ: Да, не переусердствуйте в обучении. Сегодня многие инструкторы тратят слишком много времени, объясняя мелкие детали стрельбы и в тоже время игнорируя работу с учеником в целом. Это как если бы Вы старались улучшить корову, выпрямляя ей рога: закончится все тем, что вы просто убьете ее. Куда как лучше работать над общим здоровьем коровы, начиная с раннего периода ее жизни. И тогда, в процессе роста, ее рога выпрямятся сами собой (примечание: аналогия не совсем ясна).
ДЖЕКИ: По Вашему мнению, в чем состоит самая главная проблема, с которой сталкиваются люди, практикующие кюдо?
СЕНСЕЙ: О, трудно сказать, потому что здесь все индивидуально. Может быть, самой большой проблемой является то, что многие практикующие стреляют в двух измерениях. Они склонны работать с луком только вдоль линии, направленной к цели. Такая работа делает стрельбу плоской. Лук также должен двигаться по траектории из центра назад так, чтобы он окружал тело стрелка. Подобное движение позволяет добавить еще одно измерение к стрельбе. Однако, настоящая стрельба в трех измерениях исходит от духа стрелка. В кюдо руки, ноги и тело должны быть выпрямлены, но в целом ученик должен стремиться к окружности (сферичности) в своих движениях. Окружность напрямую исходит от духа и распространяется на все направления. Если практикующие будут помнить это, их кюдо значительно улучшится.
ДЕН: Я заметил большую разницу в том, как практикуем кюдо мы, и как кюдо практикуется в японских школах и университетах. Почему так происходит?
СЕНСЕЙ: У школьного кюдо другая цель. Это некая отдушина от интенсивной учебы. Ученики изучают основы стрельбы без упора на изучение этикета и работу с духом. Позже, если они захотят, они смогут изучить эти аспекты намного глубже.
ДЕН: Сенсей, чем отличалось обучение во время вашей молодости от того, что практикуется сейчас?
СЕНСЕЙ: Мы не задавали столько вопросов! (смеется)
ДЕН: Извините.
СЕНСЕЙ: Ничего страшного, это всего лишь шутка. Вопросы хороши до тех пор, пока они сбалансированы практикой. На самом деле, мы не думали о том, что есть кюдо, мы просто практиковались. Мой отец и мой зять оба были главами школы Хэки Рю Сэкка-ха и уже с самого детства я был окружен людьми, практикующими кюдо. Когда я был совсем маленьким, я часто играл с луком и стрелами. Мой отец никогда не учил меня философии кюдо или чем-либо еще в этом роде. В основном, я смотрел, как стреляет мой отец и копировал то, что я видел.
ДЖЕКИ: Сенсей, ранее Вы говорили мне не стрелять также, как Ден. Следует ли из этого, что кюдо женщин и кюдо мужчин различны?
СЕНСЕЙ: (смеется) Уверен, что сегодня каков бы ни был мой ответ, он доставит мне много проблем. Все, что я хотел сказать это то, что существует ряд физиологических отличий между мужчинами и женщинами, которые тоже должны быть учтены. Женщины наделены грацией и красотой, коих не хватает мужчинами. Кроме того, они не склонны прибегать к использованию излишней силы. Следовательно, женщинам стоит использовать эти преимущества и не стараться имитировать мужчин, которые, в свою очередь, должны учиться быть более грациозными и грамотно использовать свою силу. С другой стороны, быть слишком слабым тоже не очень хорошо. Я думаю, что есть некая точка баланса между женщинами и мужчинами, которая отличается отсутствием излишней жесткости или излишней слабости. Эту точку мы должны постоянно искать.
ДЕН: Сенсей, в своем высшем аспекте, что для Вас кюдо?
СЕНСЕЙ: На высшем уровне, это служение Богу.
ДЕН: Я не раз слышал Ваши размышления о Боге. Думаете ли Вы о Боге при стрельбе?
СЕНСЕЙ: Я думаю, что Бог дал мне талант и возможность практиковать кюдо. Это был Его подарок мне. Поэтому моя обязанность — учиться настолько хорошо, насколько смогу. И когда я стреляю, я всегда делаю это со всей возможной изящностью и достоинством, потому что Бог следит за мной. Он ожидает от меня лучшего. Если я сделаю так, Он оценит мои усилия и станет частью моей стрельбы.
ДЕН: Это ли то, что Вы называете «Пусть Бог стреляет за тебя»?
СЕНСЕЙ: Да, это так.
ДЕН: Сенсей, когда Вы говорите о Боге и кюдо, это звучит как нечто религиозное.
СЕНСЕЙ: Нет, кюдо — не религия, но имеет много общего с ней. Например, ритуал, который требует наличие дисциплины. Мы можем использовать ритуал для улучшения себя и развития чистого разума. Подобная атрибутика привела к тому, что люди называют «религия без слов», что означает только то, что если ваши намерения чисты и ваше сердце правдиво, вы сможете менять к лучшему людей, наблюдающих вашу стрельбу.
ДЕН: Вы всегда говорите о кюдо, как о пути, способствующем миру и дружбе. Как это соотносится с тем, что изначально лук был оружием?
СЕНСЕЙ: Прежде всего, наша цель отлична от цели лучников древности. В Японии лук не использовался как оружие вот уже несколько веков. Даже для охоты. Позже было обнаружено, что лук является великолепным средством постижения себя и своей внутренней правды. В конце концов, это привело к лучшему познанию не только себя, но и других людей. И это первый шаг на пути ко всеобщему миру и дружбе.
ДЕН: Вы утверждаете, что ханарэ (hanare) — это нечто удивительное, величайшая тайна кюдо. Поясните, пожалуйста, этот момент.
СЕНСЕЙ: Обсуждать тайну ханарэ все равно что вести пустые разговоры. Это невозможно понять. Ханарэ можно сравнить со снегом, соскальзывающим с листа или ударом огнива о металл, но даже такие объяснения не идут ни в какое сравнение с опытом настоящего ханарэ. Частично проблема ханарэ заключается в том, что оно постепенно меняется под влиянием лет и наработанного опыта. У молодого лучника пуск стрелы будет мощным, со звуком «кан-паан» («kan-paan»), в то время как у старого лучника пуск стрелы выйдет мягким, со звуком «пэ-тан» («pe-tan»). Молодым лучникам глупо пытаться имитировать стрельбу мастера, результатом станет только слабая стрельба. Ханарэ должно зародиться внутри тебя. Каков ты, таково твое ханарэ. Это не может быть преподано. Я могу сказать только одно — специально не пытайтесь выполнить пуск стрелы и, однажды, он возникнет сам, естественно и просто.
ДЕН: Почему кюдо является настолько хорошей ментальной и духовной дисциплиной?
СЕНСЕЙ: Кюдо иногда называют «стоячим Дзеном». Я думаю, как и Дзен, оно очень простое, но чтобы получить реальную пользу от кюдо, необходимо активно практиковаться. Это напоминает написание цифры «1» в искусстве каллиграфии. Каждый может нарисовать эту цифру (одна горизонтальная линия), но требуются года практики, чтобы данный знак был насыщен силой и вибрацией. В кюдо та же самая ситуация. Все, чем вы являетесь или думаете, что являетесь, отражается на вашей стрельбе. Поэтому, очень важно, чтобы вы имели чистые мысли и высокие идеалы. Если вашим намерением является соперничество с другими или желание впечатлить техникой зрителей, вы обязательно испортите свою стрельбу. Вы должны изучить правильную технику, чтобы практиковаться правильно. И только после этого вы должны тренироваться всю жизнь, стараясь достичь чистой стрельбы. Это, конечно же, трудная задача, потому что мы обычные люди, а у людей столько недостатков. Но…мы стараемся.
ДЕН: Сенсей, возможно ли преодолеть слабую технику сильным духом?
СЕНСЕЙ: Ну, я думаю, что это возможно. Есть ряд историй, рассказывающих о людях, которые одним лишь духом добивались впечатляющих результатов. Но я считаю, что подобное может случится лишь однажды. В следующий раз мы неизбежно будем опираться на наш опыт, именно в этот момент рождается техника. Например, современная техника кюдо, содержащая хассэцу (8 позиций стрельбы) и ритуал, стала результатом опыта великих мастеров прошлого. В конце концов, мы должны забыть о технике, но забыть о технике — не значит не знать ее.
ДЖЕКИ: Сенсей, почему атмосфера многих додзе так сильно отличается от места к месту?
СЕНСЕЙ: Прежде всего, кюдодзе словно дом, он всего лишь отражает характер людей, находящихся в нем. Некоторые вещи, например, доброта и вежливость, должны стать частью каждого кюдодзе. Также, чтобы наиболее полно ответить на ваш вопрос, необходимо вспомнить, что юми в Японии имеет длительную и разнообразную историю. Он использовался на охоте и войне, как часть дворцового церемониала и в играх, в религиозных ритуалах, а также как инструмент для ментального, физического или духовного развития. За исключением охоты и войны, все остальное органично вошло в современное кюдо. Поэтому, в конкретный данный день, в конкретном кюдодзе фокус внимания во время тренировки может быть смещен на одну из этих областей. Ключ — в балансе. Кюдо — это практика в балансе и хорошее кюдодзе должно отражать этот подход. Уделять внимание только одному аспекту тренировки подобно разглядыванию прекрасной картины через трубу. То, что вы видите, может быть красивым, но это только малая часть большого целого.
ДЕН: Сенсей, почему люди с плохой техникой стрельбы все время попадают в цель?
СЕНСЕЙ: Ответ прост. Когда-то они нашли необходимую позу рук и тела, позволяющую попадать по цели. С тех пор они никогда не меняются. Мы называем это тэпподзукэ («teppozuke», «стрельба из ружья»), и это низшая форма стрельбы в кюдо. Такие люди очень точны, но их точность — это все, что они имеют. Не кажется ли вам, что это довольно печально практиковать кюдо всю жизнь и достигнуть лишь умения точно попадать в кусок бумаги? Намного более полезно концентрироваться на правильной форме, технике и отношении, а также улучшать не только точность, но и собственную ментальную и физическую составляющую.
ДЖЕКИ: Один из Ваших старых учеников рассказывал нам, что много лет назад было общественное движение за включение кюдо в состав Олимпийских Игр, и Вы были среди тех, кто выступал против данной идеи. Объясните, почему?
СЕНСЕЙ: Это было в 1964 году, когда Япония принимала очередные Олимпийские Игры. Мы, японцы, тогда были особенно обеспокоены успешным выступлением на Играх и считали, что с включением кюдо, мы обязательно выиграем еще одну золотую медаль. Я был против этой идеи по двум причинам. Во-первых, в молодости я изучал западную методику стрельбы из лука и знал, что западные луки технически превосходили японские юми. Западные луки спроектированы с расчётом на точность. Если вы не попадаете в цель, всегда есть возможность изменить части лука для того, чтобы улучшить качество стрельбы. В кюдо все по-другому. Если вы не попадаете в цель в кюдо, вы должны произвести изменения в себе — в нашем разуме и теле. Поэтому, я не думал, что подобное соревнованием будет справедливым. Но что еще более важно, я боялся, что если кюдо станет частью Олимпийских Игр, оно потеряет традиционный фокус — на триумфе разума над телом.
ДЖЕКИ: В западной методике стрельбы из лука лучшие лучники определяются по набранным очкам. Как определяется хороший лучник в кюдо?
СЕНСЕЙ: В кюдо имеется четкое различение умелой и правильной стрельбы. Умелая стрельба всегда точна, но такова же и правильная стрельба. Вместо того, чтобы смотреть на цель, вам следует смотреть на лучника. Прямо ли его тело? Расслаблен ли он? Насколько его движения эффективны и правильны? Делает ли он ненужные движения или не вовремя мигает? Во время пуска стрелы, появляется ли у вас ощущение, что его стрела пронзает вашу душу? Это те вещи, которые вы должны искать в практикующем кюдо, чтобы оценить его технику.
ДЕН: На что Вы обращаете внимание, когда работаете с абсолютным новичком?
СЕНСЕЙ: В большинстве случаев, я ищу искренних и вежливых учеников. Это первое, на что я обращаю внимание. Еще они должны быть опрятны и чисты. Если у них не хватает времени на то, чтобы поддерживать чистоту и порядок, у них определенно не хватит терпения изучать кюдо. Хорошие ученики всегда внимательно слушают то, что им говорят. Они скромны, когда их хвалят, и не оправдывают себя, когда их поправляют. Лучшие из студентов те, которым можно объяснить что-то лишь раз. Они как чистые листы бумаги — открыты и готовы к усвоению знаний, предлагаемых им.
ДЕН: Сенсей, вы несколько раз советовали нам искать скрытые секреты кюдо, но Вы не говорили, что же мы должны искать. Как мы поймем, что это именно эти секреты, когда найдем их?
СЕНСЕЙ: Они очевидны, это всего лишь простые истины. Поверьте, вы поймете, когда найдете их. Но вы должны искать их. Все, что я могу сделать для вас, это указать правильное направление. Даже если я расскажу вам все, что успел найти и понять, пользы от этого будет мало, пока вы сами не обнаружите все это в самих себе. В чем для вас будет польза бриллиантов, если все, что вы о них знаете, это несколько рассказов о том, как их нашли? Помните, как несколько лет назад я рассказывал вам о том, что цель будет приближаться все ближе и ближе, пока не коснется кончика стрелы? Долгое время вы пытались представить себе нечто похожее, но так как для вас это была всего лишь отвлеченная история, она не имела никакой ценности. И вот однажды вы испытали подобный опыт в том виде, который я описал выше, после чего познали разницу между реальным опытом внутренней правды и воображением ее. Возможно, следующий раз, когда вы испытаете подобный опыт, наступит не скоро, но если вы хоть раз познали правду, она становится очевидной для вас.
ДЕН: Сенсей, вы практикуете кюдо вот уже более 70 лет, и при этом я не раз слышал, как Вы называете себя начинающим учеником. Со всем Вашим обширным опытом, как Вы можете называть себя новичком?
СЕНСЕЙ: Все это, по сути, вопрос перспективы. Например, подъем на гору. Гора одинакова для нас обоих, только я начал подъем несколько раньше, чем вы. Вы смотрите вперед и видите меня на месте, где сами хотели бы быть. Если я позволю себе оглянуться назад, то смогу увидеть, что по сравнению с вами, я прошел довольно долгий путь. Но мне не нравится оглядываться назад, потому что это останавливает мой прогресс. Как и вы, я смотрю только вперед. И вот поэтому, я также ощущаю себя начинающим. И это неплохо, потому что быть начинающим — значит сталкиваться с новыми волнующими задачами.
ДЖЕКИ: Я не раз слышала мнение о том, что экзамен не так важен для кюдо, но вы всегда поддерживаете нас в стремлении участвовать в нем. Почему так?
СЕНСЕЙ: (улыбается) Многие люди не понимают цели проведения экзаменов. Они считают, что их назначение — улучшить текущий ранг практикующихся. Это бессмысленно. Я поощряю вас к участию в экзаменах, потому что важно время от времени проверять ваш уровень ментальных, физических и технических возможностей. Порой для учеников бывает удобно просто практиковать кюдо во время обычных тренировок. Иногда нам нужна дополнительная нагрузка в виде теста или демонстрации или какого-либо особого мероприятия для того, чтобы раскрыть внутреннюю правду о нас самих. Экзамены особенно полезны, потому что при их успешном прохождении ты хоть немного, но учишься, а при провале — учишься сразу очень многим вещам.
ДЖЕКИ: На что судейская комиссия обращает внимание во время сдачи экзамена?
СЕНСЕЙ: Все зависит от ситуации. На низких уровнях подготовки учеников, экзаменаторы обращают внимание на четкое понимании основ. На более высоких уровнях, бОльшее значение приобретает сила характера учеников. Кроме того, когда человек прогрессирует, его или ее форма и движения становятся более естественными. Слишком жесткое камаэ (kamae, «стойка») рассматривается как нечто незрелое. Это как с рыбой фугу: снаружи она выглядит острой и сильной, а внутри — всего лишь воздух.
ДЕН: Можете ли Вы сказать, на что обращают внимание мастера при наблюдении за стрельбой друг друга?
СЕНСЕЙ: В человеке они пытаются найти глубину характера и достоинства. В стрельбе — утонченную технику и хибики (hibiki) — эффект от ки, воздействие которого ощущается всеми присутствующими.
ДЖЕКИ: Нам исключительно повезло иметь возможность жить и учиться вместе с Вами все эти годы. Однако, когда-нибудь настанет время возвращаться домой. Как нам следует продолжать тренироваться и следовать правильному пути без Вашего руководства и постоянных советов?
СЕНСЕЙ: Когда дело доходит до стрельбы, очень важно временами возвращаться к основам. Но что еще более важно, вся ваша практика должна концентрироваться на следующих шести элементах: правда, добродетель, красота, баланс, скромность и настойчивость.
ДЕН: Сенсей, какую самую важную вещь дало Вам кюдо?
СЕНСЕЙ: Я думаю кюдо дало мне очень многое. В этом плане мне повезло. Что я больше всего ценю, так это дружбу с людьми, с которыми я познакомился в процессе изучения кюдо. С годами мои силы уходят, и тело постепенно обворовывает мое умение практиковать кюдо на том уровне, на котором я хочу. Это немного печально, но в то же время мне приятно осознавать, что сколько бы я ни жил, у меня всегда есть много хороших друзей.