Какими бы странными не казались нам японцы, человеческие законы применимы и к ним. Самый простой: есть спрос — будет и предложение. Послевоенная история Япония – это череда спросов и предложений. Нация в очередной раз пыталась найти себя, залатывая дыры в разрушенном войной самосознании. Униженному японского духу срочно нужно было придумывать обоснование своей значимости и уникальности.
Именно в послевоенные годы второе рождение переживают традиционные боевые искусства, чайная церемония, каллиграфия и икебана. Активно развиваются общества поддержки традиционной культуры, открываются кружки любителей старины, проводятся мастер-классы и лекции. В это же время японцы начинают живо интересоваться своей историей. Страна фактически превращается в один большой археологический раскоп по поиску своего предназначения. Вскоре среди древних развалин появился и свой герой. Звали его Синъити Фудзимура.
РОЖДЕНИЕ ГЕРОЯ
Синъити Фудзимура (藤村 新) с детства увлекался японскими древностями, копался во дворе и даже ухитрялся что-то там находить. С годами увлечение детства переросло в серьезное хобби, с самостоятельным изучением теории и практическими вылазками на раскопки.
В 1975 году вместе с несколькими любителями истории и профессиональными археологами он основывает некоммерческую организацию Sekki Bunka Kenkyukai («Общество по изучению палеолитических орудий»). Более десяти лет участники организации проводили исследования палеолитических стоянок на территории префектуры Мияги, и далее – везде.
РУКИ БОГА
Успех не заставил себя долго ждать. В 1981 году члены общества открыли и исследовали стоянку Zazaragi, 1983 год – стоянку Nakamine C, 1984 год — Babadan A. Анализ найденных на раскопах каменных орудий дал сенсационный результат – возраст отдельных артефактов составил немыслимые 50 000 лет до нашей эры. Большинство находок совершает лично господин Фудзимура, за что удостаивается уважительного прозвища «Руки Бога».
Вскоре сенсационные находки привлекли внимание не только археологов, но и кабинетных чиновников. Японское правительство поддержало исследования деньгами, Агентство по Культурным Делам помогло с организацией выставок, местные чиновники спонсировали разработку туристических направлений и специальных сувениров. Маховик рекламы завертелся, самураев и ниндзя начали теснить археологи.
ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ ЛИЦА
К чести профессиональных японских археологов стоит отметить, что не все с восторгом отнеслись к внезапным открытиям Фудзимуры. Сразу после обнародования сенсационных находок ряд ученых выступили с заявлениями, в которых ставилась под сомнение достоверность найденных каменных орудий. Итогом борьбы с нарождающимся мракобесием стала вышедшая в 1990 году книга профессора Митио Окамуро, в которой он приводит неоспоримые доводы против достоверности находок Фудзимуры. Но увы, робкий голос разума потонул в океане хвалебных статей, отзывов и книг. Отодвинуть период ранней палеолитической культуры с 30 000 до 50 000 лет до нашей эры – такое случается раз в 100 лет и омрачать праздник лишней информацией никому не хотелось.
На волне головокружительного успеха от археологических побед, Фудзимура с удвоенными силами бросился на палеолит. В новом статусе заместителя директора Института Палеокультуры Тохоку Фудзимура принял участие в более 180 раскопках по всей стране. Японский Шлиман уверенно шел к успеху, и успех к нему пришел.
СЕАНС С РАЗОБЛАЧЕНИЕМ
Эпохальное событие произошло 23 октября 2000 года возле города Курихара (栗原市), префектура Мияги. После длительных раскопок на стоянке Камитакамори, Фудзимура и его команда объявили миру об очередной сенсационной находке – каменные орудия возрастом 570 000 лет. Чтобы понять всю значимость находки достаточно сказать, что в те далекие времена культуру японских островов обогащали исключительно мамонты с бизонами и в основном – экскрементами.
Одно дело отодвинуть палеолит на 20 000 лет, другое – на 520 000 (это уже не палеолит даже, а черте что получается). Тут даже отчаянные фанатики японских ариев засомневались в адекватности происходящего. Дело дошло до правоохранительных органов в лице газеты Маинити Симбун ((毎日新聞). Журналисты усомнились как в достоверности археологических находок Фудзимуры, так и в его психической состоятельности. Недолго думая, представители газеты установили скрытые камеры и принялись раскручивать Фудзимурагэйт.
Техника не подвела. Бездушная электроника сорвала покровы с любителя японской истории и явила миру шарлатана, который под покровом ночи подкладывал «древние» артефакты в свежий раскоп. 5 ноября 2000 года газета подготовила специальный выпуск, где подробно осветила «работу» археолога-любителя. Текст сопровождали фотографии с места раскопок, на которых был запечатлен Фудзимура, старательно закапывающий будущие сенсации из своей домашней коллекции.
На состоявшейся позже пресс-конференции Фудзимура признал свою вину и сказал, что им двигало непреодолимое желание находить все новые и новые артефакты. Впоследствии выяснилось, что непреодолимое желание двигало не только Фудзимурой, но и его последователями, среди которых особую роль играл Мицуо Кагава, профессор университета Бэппу (別府大学). Пресс разоблачительной машины прошелся по всем участникам драмы, никто не ушел обиженным. «Стыд и срам», — резюмировало японское научное сообщество.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
История с палеолитическими подделками закончилась печально. Не выдержав груза обвинений, профессор Кагава покончил с собой, Фудзимура погряз в покаянных речах, а серьезные ученые принялись мучительно очищать от грязи изрядно потрепанную репутацию японской исторической науки.
И только вымершим палеолитическим бизонам было все равно.
P.S. Вы можете резонно спросить при чем тут японские мечи, и будете правы. Действительно, в первом приближении никаких пересечений нет и быть не может. Однако, вся логика развития археологической науки в Японии показывает, что подобные случаи хоть и были единичными, все же в определенной своей части могут служить характерной чертой японского подхода к делу обоснования своего исторического величия. Откуда берется такой комплекс неполноценности у японских археологов, и является он сегодня доминантой их научной деятельности — я не знаю. Известно точно, что в течение всего 20 века японская историческая мысль стремилась дистанцироваться от привычных обозначений, терминов и периодизации, создать свое уникальное видение истории и археологии. И это важно знать и понимать при изучении японских трудов как о японском мече, так и о самурайской культуре в целом.