Конец XIX века в жизни Японии — очень насыщенное время. Словно в первичном бульоне, на японской земле ежегодно происходил непрерывный эволюционный процесс. Япония искала свою новую форму, чередуя западное новомодное трапьё со старыми дедовскими обносками. Мир рушился на глазах: старые господа становились забавным пережитком прошлого, новые — получали звучные имена давно умерших кланов, будучи обычной деревенщиной. Мир строился на глазах: железные дороги, пароходы, армия, флот, самое очертание Японии наконец-то появилось на карте мира слабооформившимся, еле живым отростком. Японцы искали себя и пока не находили. Вопрос — нашли ли? — до сих пор открыт.
На Лондонской выставке фотографий представлены редкие снимки, сделанные до 1877 года, — последний слепок уходящей эпохи самураев. Еще несколько лет и от них не останется и следа, жизнь возьмёт свое и на перепрелой земле родится новая Япония.
Фотография была сделана незадолго до окончательного запрета на ношение оружия в общественных местах в 1876 году.
Будучи начальником гарнизона в префектуре Канагава, Кубота был одним из немногих, кто мог по достоинству оценить военную подготовку английских и французских солдат, расквартированных недалеко от Йокогавы. Англичане отмечали искренний интерес и открытость всему новому, присущие командиру, особенно по части подготовки солдат. К сожалению, приверженность британской школе военного искусства не пошло на руку Кубота: в числе приоритетных военных советников представители сёгуната выбрали французов, что в конечном счете привело к отставке Кубота с поста начальника гарнизона префектуры Канагава в 1867 году.
Самураи кланов Сацума и Симадзу всегда находились в оппозиции к сёгунату, пусть и номинально большую часть времени существования сёгуната Токугава. В конце концов, тлевшее недовольство вылилось в прямую конфронтацию. Объединившиеся кланы стали силой, что смела сёгунат Токугава, запустив Реставрацию Мэйдзи.
Дорогие паланкины с роскошным интерьером и выводком слуг вокруг — сословный маркер и предмет роскоши аристократов уходящей эпохи.
Представители миссии сёгуната, отправленной во Францию для ведения переговоров об открытии для торговли ряда японских портов (1864 г.). В центре — доверенное лицо миссии Кавадзу Сукэкуни, рядом — мэцукэ Кавада Хирому. Представитель французской стороны — полковник Сигизмунд Гийом де Беркхейм, командир кавалеристов французской императорской гвардии.
Основанная в 1873 году, ассоциация Гэккэн-каи объединила разрозненные остатки былого фехтовального могущества Японии. Представители крупных школ проводили показательные выступления и мастер-классы по целому ряду боевых искусств, включая кэндзюцу, кюдо, яри-дзюцу и так далее. Среди мастеров ассоциации были также и женщины, владеющие искусством нагината-дзюцу (нагината — холодное оружие с длинной рукоятью овального сечения и изогнутым односторонним клинком), что о ту пору было привычным явлением среди юных аристократок.
Судя по оформлению доспеха, перед нами командир отряда самураев (скорее всего, воинского гарнизона города).
Примета новой эпохи — ронины, самураи без прав и множества привилегий, остались за бортом истории дожидаться 20 век с его любителями японских боевых искусств. Не все смогли найти себя в обновленной Японии: кто-то стал разбойником, кто-то опустился на дно городской бедноты, кто-то стал обычным крестьянином. Портрет выполнен фотографом Симоока Рэндзё, сыном мелкого самурая, а ныне обычным разночинцем Мэйдзи.
Токугава Акитаке — сводный брат Токугавы Ёсинобу, последнего сёгуна династии Токугава. Акитаке посетил Францию в 1867 году в качестве эмиссара на Всемирной выставке и вернулся в Японию, когда Ёсинобу был уже свергнут.
Начальник гарнизона префектуры Канагава — Кубота Сэнтаро.