"Черные самураи не блещут латами".
Кругом бушевал огонь, кровь и песок вспенивались жуткой рвотной массой. Крики женщин и детей слышались отовсюду, оглушая округу ужасом неизбежной смерти или рабской жизни. Хлюпкие тростниковые лачуги с треском обрушивались тысячами искр, погребая под собой прятавшихся в тесных конурках стариков. Рявкающие возгласы на незнакомом языке зловеще разносились по догоравшей деревне. Болью и страданием наполнился некогда солнечный Берег Слоновой Кости, родина Ясукэ (弥助 или 弥介, 彌助 или 彌介 ), первого афросамурая в истории.
Хотя может и не слоновой кости — сейчас уже достоверно неизвестно ни место, ни время рождения чернокожего воина. В своем сочинении «Histoire Ecclesiastique Des Isles Et Royaumes Du Japon» Франсуа Солье предположил, что родиной Ясукэ мог быть Мозамбик, что впрочем ничем не подтверждается с его стороны. А с другой, почему бы и не Мозамбик? Именно в это время оттуда в массовом порядке вывозилась рабская сила предприимчивыми португальскими торговцами. Достоверно известно, что первые выходцы Черного континента прибыли в Японию в далеком 1546 году вместе с экспедицией португальского капитана Хорхе Альвареса. После него продажа живой силы и заграничных излишеств встала на поток цивилизаторами с Запада.
Однако ряд других исследований приписывают Ясукэ гражданство Эфиопии или даже Южного Судана. В первом случае его причисляют к племени хабси и предполагают, что его звали местным именем Yisake/Yasufe или Isaque на португальский манер. Что до Южного Судана, то в этом случае он мог быть из племени динка, представители которого отличаются исключительно темным цветом кожи и выдающейся статью.
Тем не менее, согласно последним данным (ТВ-программа «Discovery of the World’s Mysteries» прости-господи), Ясукэ все же прибыл из Мозамбика, был родом из племени Макуа и звался Yasufe/Issufo. Так что если у эфиопов хабси и суданцев динка были разногласия по поводу Ясукэ, их можно смело остудить данным мозамбикским фактом.
Как бы то ни было, достоверно известно только одно: Ясукэ прибыл в Японию в 1579 году в качестве служки иезуита Алессандро Валиньяно, который прибыл с важной миссией инспектора местных территорий (проще говоря — был шпионом и цивилизатором). В марте 1581 года Валиньяно добрался до столицы и встретился с местным правителем — даймё Ода Нобунага — который, впоследствии, больше заинтересовался не столько Валиньяно, сколько его чернокожим компаньоном. И действительно, рослый чернокожий великан (почти 2 метра) вызвал неподдельный интерес не только у простого люда, но и у бывалых вельмож.
Ода Нобунага с присущим ему задором не поверил в чернокожесть пришельца и потребовал сначала его раздеть, а затем и отскрести чернила. После пяти минут вынужденных санитарно-эстетических процедур стало понятно, что кожа не отстирается и перед японцами действительно стоит антипод. Преодолев волну шока и удивления, племянник даймё тут же отсыпал Ясукэ денег, а сам Нобунага предложил Валиньяно оставить Ясукэ у себя в услужении. Аккуратные японцы отметили происшедшее в хронике Shinchō Kōki (信長公記):
«На двадцать третий день второго месяца [23 марта 1581], черный паж (黒坊主 kuro-bōzu) прибыл из христианских стран. Он отличался добрым здравием и хорошими манерами. Правитель похвалил силу иноземца, а племянник выделил ему сумму денег на содержание».
В середине мая вместе с христианами под предводительством иезуита Луи Фруа Ясукэ отправился в турне по провинции Этидзен, где встретился со знатными вельможами Сибата Кацутоё, Хасиба Хидэкацу и Сибата Кацуиэ, которые также подтвердили, что иноземец чёрен, как уголь, высок, как сосна, и силен, как бык. Недолгое пребывание в провинции завершилось триумфальным возвращением в Киото, где он сразу же был принят на службу к Ода Нобунага. Дальше карьера шла по нарастающей: в течение года Ясукэ сначала стал личным охранником даймё, а затем и самураем с пожалованным Нобунагой церемониальным клинком. Позже к церемониальному клинку прибавилась и личная резиденция.
Будучи занимательной диковинкой для правителя, Ясукэ часто скрашивал досуг уставшего Нобунага, и в редкие моменты даже столовался вместе с даймё, что для той поры было совсем невозможно. Казалось, ужасы берега слоновой кости остались позади, и впереди Ясукэ ждут только радость и счастье под солнцем всемогущего правителя. Кто сможет пошатнуть незыблемую власть великого даймё? Кто бросит вызов первоклассному стратегу и политику? У кого хватит ума и сил восстать против установленного миропорядка? Кто-кто, Акэти Мицухидэ, верный друг и соратник, вовремя предавший своего господина.
Улучив момент, когда основные силы Нобунага были в разъездах, Акэти Мицухидэ с 13 000 воинами осадил храм Хонно-дзи, предварительно предупредив соратников: «Враг находится в Хонно-дзи!». Храм окружили, подожгли, подождали когда разгорится и несколько позже добили оставшихся в живых. Ода Нобунага среди них не было.
В один миг афросамурай Ясукэ осиротел и остался совсем один во враждебной ему стране и культуре. Еще недавно все измулялись его коже, росту и силе, а сегодня он — чужак, «животное» (Мицухидэ), никому ненужный миньон поверженного правителя. Последняя попытка обмануть судьбу провалилась: Ясукэ вручил свой меч Акэти Мицухидэ, но был отвергнут и сопровожден в христианский храм Нанбан-дзи, потому что иной участи недостойно христианское «животное» с Запада. Впрочем, по поводу последнего есть большие сомнения — о ту пору не сильно церемонились с пленными, тем более «не-самураями». В любом случае, храм или не храм, но Акэти своей рукой отправил Ясукэ в историческое небытие, поставив точку в удивительной истории единственного афросамурая Японии.
P.S.
После успешной осады и убийства Ода Нобунага, Акэти Мицухидэ оперативно встретился с императором и поспешил объявить себя сёгуном, что крайне расстроило соратников Ода Нобунага — Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу, которые ринулись в Киото и быстро разбили войско Мицухидэ. Сам Мицухидэ пал на поле боя, пробыв сёгуном всего 13 дней.
В течение всего срока пребывания в Японии Алессандро Валиньяно всегда был чем-то занят: организовал печать словаря и учебника японской грамматики, открыл семинарии по изучению Божьего слова, адаптировал привычный иезуитский уклад к местным обычаям, принимал активное участие в развитии торгового порта Нагасаки. Валиньяно умер в Макао в 1606 году. В посмертном панегирике один из братьев написал: «Мы скорбим не столько о нашем брате и наставнике, сколько об апостоле японском».
Вплоть до начала 20 века Мозамбик находился под контролем португальцев, использовавших страну в качестве перевалочного пункта на пути в Индию. Впоследствии Португалия уступила управление трём частным британским компаниям: Компании Мозамбика, Компании Замбези и Компании Ньяса. После Второй мировой войны Португалия не стала участвовать в параде независимостей и оставила Мозамбик себе в роли «заморской территории», что привело к возникновению антиколониальных политических групп, позже объединившихся во Фронт освобождения Мозамбика. Объединенный Фронт при поддержке СССР и Китая в сентябре 1964 года инициировал вооружённую борьбу против португальской колониальной власти, что привело к провозглашению независимости страны в июне 1975 года.