Первая часть цикла статей про древнюю Японию — японский палеолит.
Прошло несколько тысяч лет.
Постепенно тучи на горизонте развеялись, и на мрачном небе палеолита воцарилось солнце нового времени — периода Дзё:мон, японского неолита, берестой для которого стала разнообразная в своем великолепии керамика с «веревочным орнаментом».
Керамика Дзё:мон внезапно и в большом количестве появилась повсюду от Курильских островов на севере до Окинавы на юге. Казалось, неолитические японцы жили только для того, чтобы родиться, сделать несколько красивых горшков и умереть с осознанием выполненного долга. На сегодняшний день дотошные японские археологи выделяют более пятидесяти «основных» типов керамики, которая отличается рисунком «веревочного орнамента» (термин впервые предложил пионер японской археологии американец Э. Морс).
Сначала появился вертикальный узор с помощью наложения на сырую глину отдельных нитей; затем нити стали плести и наносить горизонтально. В среднем Дзё:мон появилось диагональное нанесение, чуть позже — геометрический узор с разноплановым расположением отпечатков.
Все многообразие керамики использовали для варки пищи, хранения еды и воды. Именно в это время протояпонцы (название условное) успешно доели слонов Ньюмана, крупных оленей и бизонов. Чуть позже — с 15 000 лет, когда стало теплее, и с 10 000 лет, когда влажнее, — местные переключились с копий на луки с каменными топорами, а в рационе — на кабанов, медведей, куниц и зайцев. Также как и предки, не брезговали собирательством, обильно поедая орехи, каштаны и желуди.
Усилившаяся заболоченность местности согнала древних людей к морю. Именно здесь появляются первые крупные поселения с максимальной плотностью населения. Здесь же и нашли крупнейшие древние «помойки», состоящие из раковин моллюсков (а в них порой и погребения людей, но об этом возможно ниже).
Но не моллюсками едиными жив японец. Древние люди успешно ловили окуня, кефаль, лютиануса, а также много глубоководных рыб — тунца, акул, скатов. В багажнике протояпонца всегда были каменные и костяные крючки, грузила, гарпуны, сети из растительных волокон и даже лодки-долбленки, с которыми они ухитрялись переплывать Корейский пролив.
Однако, несмотря на развитие технологий и, в целом, благоприятные условия для жизни и творчества, древние жители Японского архипелага не смогли перейти на новую ступень развития и открыть для себя чудеса земледелия. Заимствовать идеи у соседей, как это они будут делать в последующие века, тоже не стали: почему-то в этот период активных сношений с материком не наблюдалось.
Вместо этого протояпонцы рассчитывали исключительно на себя, переходили все больше на оседлый образ жизни и формировали довольно крупные поселения размером от 4-5 до 400 жилищ. Чаще всего жилища были прямоугольной или круглой формы, с углубленным каменным или земляным полом. В центре находился каменный очаг, или очаг, выложенный из керамических сосудов. Деревянный остов дома покрывался корой или листьями.
В это же время в душах протояпонев проклюнулись первые ростки духовности, у них появилось чувство прекрасного и желание странного. Иными словами, они стали украшать свое тело, проводить обряды и всяко сношаться с потусторонним миром. Впрочем, не все ученые считают, что с потусторонним.
Копаясь в погребениях и мусорных кучах, археологи нашли большое количество украшений, относящихся к периоду Дзё:мон. Это серьги и гребни, изготовленные из раковин, камня, глины и зубов животных, а также браслеты и ожерелья из раковин. Для чего они служили — для определения статуса, украшения или защиты от духов — пока не ясно. Что точно известно о статусе, так это то, что юношам и девушкам в возрасте 17-18 лет вырывали определенные зубы и подпиливали другие. Налицо обряд инициации и вступления во взрослую жизнь.
Но, пожалуй, самым интересным артефактом сферы духовного являются фигурки до:гу или известные всем любителям непознанного «японские инопланетяне». Глиняные фигурки высотой от 3 до 30 см отличаются разнообразным орнаментом веревочного или резного типа и представляют собой зооморфные или антропоморфные изображения. Что, впрочем, не всегда корректно, потому что порой до:гу живописуют что-то среднее между космонавтом, дайвером и беременной женщиной (последний вариант действительно имеет место быть).
Большинство фигурок найдены разбитыми или закопанными глубоко в землю. Некоторые ученые предполагают, что части до:гу разбиты не случайно — они намеренно уничтожались в процессе некоего ритуала, скорее всего, лечебного или защитного. Другие же считают их культовыми предметами, использовавшимися в обрядах плодородия или амулетами, призванными установить связь между человеком и миром духов и стихий.
Другим непонятным, но точно культовым предметом, являлись менее известные публике жезлы сэкибо:, которые изготавливались из камня и имели форму фаллоса. Длина жезлов варьируется от 90 сантиметров до 2,5 метров. При этом наконечники не являются однотипными, и имеют индивидуальные различия в резьбе (хочется сказать, что выточены с любовью).
Для чего использовались сэкибо: — непонятно. Большинство ученых склоняются к версии, что жезлы являются предметами эротического культа или имеют связь с культом плодородия. Также есть мнение, что сэкибо: могли быть связаны с погребальными магическими ритуалами. Но для чего точно использовались жезлы — сэкибо: его знает.
На этом заканчивается наш рассказ о периоде Дзё:мон, впереди — последний мрачный абзац.
Наступает ночь. И пока протояпонцы мирно ложатся спать, к их берегам уже приближаются утлые джонки первых переселенцев Корейского полуострова. Тревожная тишина, изредка прерываемая всплесками воды, нависает над деревянными хижинами древних людей. На Острова прибыли Чужаки.
Назревает кризис. «Неолитическая революция». Период Яёй.