Вынужденное предисловие
Как в свое время сказал Ленин в поэме Маяковского: «Мы пойдем другим путем!». Так и японские археологи: в порыве бушующей самоидентификации они не стали использовать европейскую периодизацию истории, и вместо привычных нам палеолита, неолита, бронзового века и т. п. придумали национальную периодизацию с дзё:монами, яёями и прочими асуками.
Поэтому там, где разыгралась фантазия японских историков, я буду использовать привычные для них названия исторических периодов. В противном случае, буду верен нестареющей европейской классике.
Конец вынужденного предисловия
В течение долгого времени после того, как боги Идзанаги и Идзанами создали «Страну Восьми Островов», Япония оставалась безлюдной и населяли ее то динозавры разных сортов, то сменившие их бизоны со слонами Ньюмана.
Все изменилось в 1949 году, когда японские археологи обнаружили первые палеолитические стоянки древнего человека возле местечка Ивадзюку. На радостях палеолит сразу же переименовали в период Ивадзюку и принялись копать по всей стране.
Доходило до смешного. Один из археологов-любителей по имени Фудзимура ухитрялся тырить из музеев «свежие» каменные орудия возрастом в 8-10 тысяч лет, подкладывать их в более древние раскопы, а наутро «находить» под светом софитов и тьмой сомнения коллег. Но рано или поздно все хорошее заканчивается, фудзимуры разоблачаются и вместо древних самураев появляются обычные древние палеолитические охотники и собиратели.
Но вернемся к палеолиту. Примерно 25 тыс. лет до н. э. в Северной Азии началось резкое похолодание, пик которого пришелся на 19-17 тыс. лет до н. э. Спасаясь от холодов, северная фауна двинулась на юг, за ней подтянулись и люди, достигнув по сухопутному мосту через Сахалин и Корею территории Японии.
В 10-8 тыс. лет до н. э. в результате таяния ледников уровень Мирового океана поднялся примерно на 100 м, что впоследствии получило наименование потопа. Именно в это время Япония отделилась от материка и приобрела свои современные очертания. И людям, и животным ничего не оставалось делать, как только заняться привычным делом: одним убегать и прятаться, другим — охотиться и собирать.
Как и прочие охотники и собиратели, древние люди занимались… охотой и собирательством. Охотились сначала на бизонов с мамонтами, потом перешли на оленей, кабанов и медведей. Если поблизости не было живности, приходилось активно заниматься сбором морских моллюсков (очень это дело любили), каштанов, желудей и прочих калорий, что можно собрать. На досуге древние люди в обилии мастерили каменные орудия, которые уже тогда отличались региональным своеобразием (хотя не все с этим согласны).
Кстати, о своеобразии. В палеолитическую эпоху возникло разделение на «восточную» и «западную» Японии, которые отличались техниками обработки каменных орудий. При этом восточные протояпонцы (хотя они не были строго говоря ни прото, ни японцами) больше ориентировались на палеолитические культуры Сибири, тогда как западные — на обитателей Корейского полуострова. И хотя в дальнейшем палеолитическая культура никак не будет связана с развитием культуры японской, такое неформальное разделение страны останется вплоть до нашего времени.
Что же касается древних орудий, то почти весь палеолит будущие японцы потратили на развитие техники производства одноручных каменных орудий: копий, пик, ножей, скребков. Орудия изготовлялись с помощью техники бокового скалывания отщепов и представляли собой грубые ‘болванки’ камня — нуклеусы неправильных очертаний, массивные отщепы, крупные скребла, проторубила. Остальные признаки цивилизации появятся уже в период Дзё:мон: первая керамика на границе двух эпох, приблизительно 16 тыс. лет до н. э., а лук со стрелами и того позже — 12-10 тыс. лет до н. э.
На этом тему палеолита и японцев можно смело закрыть, потому что все остальное является либо домыслами, либо ничем не подкрепленными теориями. Кости в японской земле сохраняются плохо, письменности не было, искусства — тоже. Как бы сказали агрономы: «Земля отдыхала под паром». Впереди — бурное развитие периодов Дзё:мон и Яёй, вот уж где душа японская разгулялась.
Но об этом — в следующей статье.